История психиатрической помощи в грозные годы Великой Отечественной Войны

29.04.2015 История психиатрической помощи в грозные годы Великой Отечественной Войны

ИСТОРИЯ СПИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ГРОЗНЫЕ ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

Трудным для Томской психиатрической больницы оказался период Великой Отечественной войны. За годы войны на фронт ушли 325 сотрудников больницы, 114 из них погибли. Добровольцем ушел на фронт главный врач больницы И.Е.Камчатка. 

фото 01 Камчатка Иван Ефимович возглавлял больницу в 1938-1941гг..jpg

  Камчатка Иван Ефимович возглавлял больницу в 1938-1941гг.


На фронте воевали врачи психбольницы В.Г.Земцев и С.И.Лютов, которые попали в плен и провели там 4 года.

Условия Великой Отечественной войны отразились на кадровом составе больницы. Будучи преимущественно «женской» по составу на протяжении всех лет существования, Томская психиатрическая больница в годы войны лишилась заметного числа сотрудников – мужчин, мобилизованных в армию.

Если в августе 1938г. в больнице работало 870 человек, из них 305 мужчин (35%) и 565 женщин (65%), то по состоянию на 13 ноября 1941г. в больнице работало 855 человек, из них 226 мужчин (26%) и 629 женщин (74%).

Кроме того, произошло значительное сокращение кадров. Из 916 человек, предусмотренных штатным расписанием Томской психиатрической больницы, в 1944г. насчитывалось только 594 сотрудника.

Документы военных лет – реальные свидетели поистине героической работы персонала. Из приказа № 175 от 26 июля 1941г.: «Врачей – 8, больных - 1814». Из приказа № 222 от 5 ноября 1941г. «7 и 8 ноября считать рабочими днями» (все праздничные дни объявлялись рабочими до конца войны).

В конце 1941г. на базу Томской психиатрической больницы был эвакуирован Московский НИИ психиатрии МЗ РСФСР. Клиники Института психиатрии были размещены в больнице на базе следующих отделений:

- нервно-психиатрическая клиника (профессор А.С.Шмарьян) – 1-е мужское и 6-е женское беспокойное отделение;

- клиника экзогенных форм психических заболеваний (профессор И.Т.Равкин) – 2-е женское приемное отделение и 5-е мужское беспокойное отделение.

Главным врачом больницы стал директор Центрального института психиатрии, профессор Павел Борисович Посвянский, известный советский сексопатолог.

В начале 1942г. на базе больницы был размещен эвакогоспиталь № 3613, занявший порядка 20% больничных площадей. Начальником госпиталя был назначен Я.М.Жуховицкий. Госпиталь принимал раненых в лицо и с черепно-мозговыми травмами. Госпиталь занимал помещения 1-го, 3-го и физиотерапевтического отделений. В нем лечилось одновременно 170-180 раненых солдат. 

фото1.jpg

Ряд врачей, медицинских сестер и санитаров психиатрической больницы были переведены на службу в госпиталь. Таким образом, практически весь персонал госпиталя был сформирован из сотрудников больницы (например, в нем работала Е.И.Иванищева, одна из старейших врачей больницы, операционная сестра В.Д.Дудина, сестры Н.И.Ертышенкова, А.Т.Офицерова). Расформирован госпиталь был только в октябре 1945г.

С начала войны до 1944г. до 40% больных, поступавших в больницу, были пациентами, присланными из европейской части СССР. Так, в ноябре 1943г. в больницу поступила большая партия больных из Ленинграда. Только в конце войны с освобождением захваченной территории ситуация стала меняться, что сопровождалось некоторым сокращением числа больных, принимаемых в Томскую психиатрическую больницу.

Большие сложности в этот период были связаны с транспортировкой больных. Порой в Томск приходили только один поезд три раза в неделю. К тому же для провоза душевнобольных по железной дороге необходимо было иметь соответствующий пропуск, который давался только после получения разрешения на прием от принимающей пациента больницы. Переписка между учреждениями по этому поводу могла затягиваться на несколько месяцев.

С началом войны сократилось фактическое финансирование больницы. Так, если смета на 1941г. предусматривала 148 тысяч рублей на приобретение медикаментов и перевязочных средств, то фактически по этой статье больница получила только 78,6 тысячи (53% от плана).

Тяжелые военные годы спровоцировали высокий уровень смертности в больнице. Основной причиной смертности стали дистрофия и туберкулез. Так, в 1944г. дистрофия была причиной смерти 217, а туберкулез – 105 больных из 485 умерших; на третьем месте среди причин смерти были болезни сердца и других органов кровообращения.

Однако даже в условиях войны больница продолжала развиваться. Внутренняя структура больницы менялась в зависимости от возникавших обстоятельств и потребностей.

В 1943г. в больнице было создано специальное туберкулезное отделение. В июне 1944г. в больнице было организовано детское отделение на 48 коек. При организации отделения дети были перевезены из колонии «Наумовка», многие из них страдали авитаминозом, чесоткой, пиодермией.

В 1945г. в больнице было создано еще одно структурное подразделение – отделение для лечения инвалидов Великой Отечественной Войны, рассчитанное на 75 коек. В 1944г. оно было расширено до 100 коек. Отделение было размещено на втором этаже больничного корпуса. Для данной категории пациентов в больнице постарались создать по возможности более удобные условия. В документации встречается следующее описание этого отделения: «Отделение светлое, чистое и уютное. В отделении 6 больших палат, все палаты сообщаются открытыми арками с большим коридором. Кроме палат имеются: врачебный кабинет, процедурная комната, буфетная, столовая, ванная и уборная». Всего помощь получили около 6 тысяч воинов.

Больница продолжала осуществлять военную и судебную экспертизу. Военную экспертизу на предмет годности к военной службе в 1944г. прошло 46 человек. Столь небольшое число экспертиз объясняется тем, что в республиканскую больницу, учитывая масштабы Сибири, в условиях войны направлялись лица лишь в исключительных случаях.

Труд больных в годы войны рассматривался и как лечебное средство, и как необходимое условие существовании больницы. Действительно, в тяжелых военных условиях при скудном снабжении, при недостатке рабочей силы больница порой должна была самостоятельно решать сложные хозяйственные задачи, и помощь больных при этом была незаменима.

«В целях трудовой терапии, - говорилось в одном из приказов по больнице, - максимально использовать участки работ в подсобном хозяйстве больницы. Считать целесообразным временно изменить распорядок дня больных. С 11 октября подъем больных в 6-00 час. утра, завтрак в 6 час.30 мин., выход на работу в 7-00 час., обед с 13-00 час. до 14-00 час., ужин с 20-00 час., сон с 22-00 часов. Для больных, занятых на работах, послеобеденный перерыв сократить».

Из отчета за 1944г.: «Больные, втянутые в трудовые процессы, осознавая, что живут непраздно, что их труд помогает стране, что без их труда значительная часть работ не может быть выполнена, ощущают тем самым смысл жизни и не чувствуют себя лишними людьми».

В 1944г. Центральный институт психиатрии реэвакуировался в Москву. Главным врачом больницы был назначен П.К.Симонов, бывший ранее главным врачом Смоленской психиатрической больницы.

В 1945г. после закрытия развернутого на базе больницы эвакогоспиталя были высвобождены три отделения, и это дало возможность реорганизовать в больнице судебно-психиатрическое отделение для инвалидов Отечественной войны с нервно-психическими заболеваниями.

При больнице были организованы кратковременные шестимесячные сестринские курсы, большинство выпускников уезжали на фронт. Первый выпуск – 42 человека – состоялся 3 октября 1942г.

НАУКА.

Приезд в больницу высококвалифицированных специалистов несмотря на тяжесть лет создал благоприятную обстановку для научной работы и лечебной деятельности и способствовал повышению квалификации врачей больницы. Научные сотрудники С.И.Гольденберг, Т.И.Гольдовская, Г.Е. Сухарева, Р.Г.Голодец вели большую научную и практическую работу в больнице и в организованном институтом госпитале для лечения инвалидов Отечественной войны. Прфессора А.С.Шмарьян и И.Т.Равкин оказывали повседневную помощь в диагностике и лечении больных, ведении научно-исследовательской работы. Профессор П.Е.Снесарев многое сделал для создания патологической лаборатории в больнице.

30 мая – 1июня 1942г. под руководством института в больнице с большим успехом прошла научная сессия, посвященная актуальной тематике военного времени: вопросам травм головного мозга.

В докладах П.Б.Посвянского, И.З.Вельвовского, А.С.Шмарьяна, И.Т.Равкина, Р.Г.Голодец (она была секретарем комсомольской организации больницы), А.А.Перельмана, Т.И.Гольдовской были подняты разнообразные вопросы клиники и лечения травм, психогений, реактивных состояний и проблемы оптимизации организационных форм помощи раненым и больным.

МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В связи с трудностями военного времени больница оказалась без топлива и необходимого транспорта, резко ухудшилось снабжение продовольствием. Вся тяжесть работы пала на плечи преимущественно женского коллектива, труд которого не измерялся никакими нормами. Ни на один день не прекращалась подача воды и электроэнергии.

Наиболее трудным положение больницы было в 1942г., когда не смогли заготовить ни топлива , ни достаточного количества продуктов питания из-за слабости подсобного хозяйства.

Для решения топливного вопроса еще с 1943г. больница начала разрабатывать торфоболото в 6 км от больницы. В 1944г. было заготовлено 950 тонн суховоздушного торфа. Ситуация осложнялась еще и тем, что уголь почти невозможно было заменить дровами, так как имевшаяся в больнице отопительная система (котлы Стреля) была рассчитана только на сжигание высококачественного угля. Использование торфа, как и дров, было возможно только в подсобных подразделениях больницы (в бане, прачечной). 

фото2.jpg

Летом 1944г. больница была вынуждена взять подряд на погрузочно-разгрузочные работы на перевалочной базе с речного на железнодорожный путь с оплатой за работу углем на 35% .

В начале войны из больницы были мобилизованы транспортные средства. Если до начала Великой Отечественной войны больница располагала 12 грузовыми машинами и 86 лошадьми, то по состоянию на 1944г. транспортные возможности больницы ограничивались 44 лошадьми и 30 быками. После мобилизации транспорта в больнице были оставлены 2 газогенераторных автомашины, но одна из них в 1943г. постановлением Горсовета была направлена на вывозку зерна и не возвращена в больницу, а вторая пришла в негодность, и из-за отсутствия условий для ремонта была законсервирована.

Как вспоминает ветеран Томской психиатрической больницы Н.И. Рачковская, «в свободное от дежурства время по 2-3 женщины запрягались в сани вместо лошадей и ехали в лес за дровами».

В 1943 г. были изданы приказы Наркомздрава и Наркомторга о получении больницами продуктов питания в плановом порядке, после чего произошло некоторое улучшение с поставками питания в больницу.

В годы войны сотрудники больницы, чтобы выжить, занимались огородничеством. Для этой цели использовалось до 40 га земли. В индивидуальных хозяйствах насчитывалось до 170 коров.

Но, находясь в сложной ситуации, сотрудники больницы подписывались на военные займы, собирали средства в фонд обороны страны, собирали теплые вещи для бойцов Красной армии, подарки для раненых бойцов. Так, уже к концу ноября 1941г. сотрудники больницы собрали 2981 предмет одежды. 

фото3.jpg


Мы в социальных сетях

Наши лицензии