Галерея искусства
Данная рубрика представляет творчество совсем разных людей, которых объединило особенное жизненное испытание - болезнь души. Мы не стремимся кого-то удивить, просто подобного рода творческая проба - хорошая возможность доброй встречи. Сосновый Бор - известное место в нашем городе. Живописный уголок на окраине, где расположена старейшая в Сибири больница.
ТАКЖЕ ПРЕДЛАГАЕМ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ПАЦИЕНТОВ В ГАЛЕРЕИ ПОЭЗИИ
Наша больница имеет свою историю, традиции, громкие имена. Будущим психиатрам со студенческой скамьи известны имена Топоркова Н.Н., Перельмана А.А., Красика Е.Д., Потапова А.И., Миневича В.Б., Петрова М.И. - тех, кто составил основу научного и практического потенциала Томской психиатрической школы. Но, за множеством необходимых трудов, глубоких исследований в медицинской области, защитой научных работ стоит главная обязанность - помочь больному человеку. Увидеть страдающую душу, обремененную жизненными обстоятельствами, помочь ей окрепнуть, по возможности, вернуться к здоровью.
Душевная болезнь тяжела и редко вызывает сочувствие, чаще возникает боязнь и желание отстраниться, и это понятно. Вспоминается пушкинское: «Не дай мне Бог сойти с ума, нет, лучше посох, да сума» и, тем не менее, у больного человека остается его внутренний мир со всеми чувствами и стремлениями, как и у других людей, и он страдает, борется, надеется... Пускай даже так, с помощью художественного и поэтического самовыражения.
Творчеству душевнобольных в мировой и отечественной психиатрии посвящено множество работ научного характера. Заинтересованный читатель может обратиться к работе П.И. Карпова, опубликованной в 1926 году, а также к трудам В.А. Гиляровского, В.М. Бехтерева, С.А. Болдыревой, Г.А. Трошина, другим статьям и монографиям. Но в них, в основном, творческий материал служит объектом клинического анализа - ответом на вопрос, как влияет душевная болезнь на творчество.
В этом смысле, по мнению известного психиатра А.С. Снежневского, все оценки расходятся. Одни, исходя из кардинальных отличий творчества больного и здорового, исключают возможность оценивать его как искусство. Другие, замечая определенные черты сходства, не исключают при этом и существенные различия. А вместе с тем само современное искусство в своих противоречиях, часто отражающих внутренний мир человека, лишенный гармонии и отягощенный злом, порой слишком схож с творчеством «иных» людей.
Эта рубрика, лишена критического взгляда и прямых прикладных целей. Нам лишь хотелось показать пользователю, что, несмотря на всю разницу в одаренности, умственном и профессиональном развитии душевнобольных, создавших эти работы, их отличает обостренное, яркое сознание жизни, заслуживающее внимания, смысловое богатство переживаний, настроений, фантазий в поэтическом и художественном творчестве.
Они порой полярно противоположны по стилю и содержанию, отношению к действительности. Но в них чувствуется боль, раздумье, юмор людей, попавших в незавидное положение. У них меньше жизненных сил, но и им приходится претерпевать страдания, как и каждому из нас, живущих в этом мире.
«За ударом судьбы ожидаешь удар,
Но судьба - такая вот штука,
В ней не важно - узнать,
А, столкнувшись - принять,
В этом доля, и опыт, и мука».
Сочувствие к чужой боли делает мудрее. И ближе в понимании того, как все-таки люди похожи друг на друга.