ОГБУЗ "Томская клиническая психиатрическая больница"
НА ПУТИ ДОБРА №3 СЕНТЯБРЬ 2010г.
10 октября — Всемирный День психического здоровья
«Нельзя врачевать тело, не врачуя душу»
Вольтер
Всемирный день психического здоровья отмечается ежегодно, начиная с 1992 года по решению Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В этот день в разных странах проводятся различные акции, цель которых — привлечь внимание к проблеме дискриминации людей с психическими расстройствами.
Первоочередной целью Всемирного дня психического здоровья является содействие сокращению расстройств, по поводу которых не проводится никакого лечения или оно проводится явно недостаточно — депрессивных расстройств, шизофрении, болезни Альцгеймера, наркотической зависимости, эпилепсии, умственной отсталости.
По данным ВОЗ, 450 млн. людей в мире страдают от этих заболеваний. Каждый второй человек раз в жизни испытывает проблемы с психическим состоянием. Ежегодно периоды депрессии переживают более 150 млн. человек в мире.
Если же говорить о России, то в квалифицированной психолого-психиатрической помощи в настоящее время нуждается 15—20 % населения, то есть около 25 млн. человек. Реально ежегодно обращаются за специализированной помощью 7,8 млн (5,5 % населения). Более 40 % всех освобождений от срочной службы в армии связаны с психическими расстройствами и отклонениями. Среди всех обратившихся за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения доля лиц с психическими расстройствами достигает 30—50 %. Среди увольняемых с военной службы по состоянию здоровья психическая патология составляет около 30 %. (из доклада академика РАМН Т. Б. Дмитриевой «Психическое здоровье населения России: вклад в демографическую политику», 2008г).
Современные тенденции оказания психиатрической помощи в России, как и во всем мире, в настоящее время заключаются в том, что происходит уменьшение коек круглосуточных стационаров с расширением внебольничных форм помощи в виде коек дневных стационаров, стационаров на дому, как более эффективных форм помощи больным с психическими расстройствами.
В Томске приоритетным по-прежнему остается дальнейшее совершенствование и внедрение в практику психосоциальной реабилитации. В практику работы врачей-психиатров, психологов, социальных работников внедрены программы комплексной реабилитации. Только в Центре лечебно-психологической помощи ежедневно проходят амбулаторный курс тренинговых занятий и социально-направленных мероприятий от 60 до 80 пациентов. В результате у пациентов, прошедших курс реабилитационных мероприятий, отмечено снижение частоты госпитализации в стационар, расширены коммуникативные навыки, постепенно решаются социальные проблемы (восстановление документов, получение льгот и субсидий, поиск жилья и т.д.)
Психическое здоровье — это совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным.
Психические, неврологические и поведенческие расстройства широко распространены во всех странах мира, где они вызывают многочисленные страдания и сказываются на экономике и обществе. Люди с такими расстройствами часто подвергаются социальной изоляции, у них низкое качество жизни и повышенные показатели смертности.
День психического здоровья должен способствовать возникновению интереса к обсуждаемой проблеме и росту популярности долгосрочных мероприятий по охране психического здоровья населения. В этот День проводятся более открытые дискуссии, способствующие развитию как служб по охране психического здоровья, так и методов профилактики. При этом необходимо помнить, что не только своевременное лечение, но и толерантное отношение населения, а вместе с тем и любовь близких могут помочь психически больным людям справиться со своим недугом.
А. П. Агарков,
главный врач ТКПБ
Душа обязана трудиться
Реабилитационная работа с пациентами начинается ещё в больнице, сразу после прохождения острой стадии заболевания. Пациенту необходимо восстановить утраченные социальные навыки и связи. В этом ему помогают самые разные специалисты: и врачи-психиатры, и культработники, и специалисты по социальной работе.
Курс на «развитие трудовой терапии, чтобы больные не содержались, а лечились» был взят с самого открытия Томской психиатрической лечебницы. С начала прошлого века при больнице успешно работали ткацкая, портняжная, корзиночная, переплётная и сапожная мастерские. В 1978 г. состоялось открытие лечебно-трудовых мастерских во вновь построенном трёхэтажном здании, где в то время трудились около 26 % пациентов стационара, а в 1980 г. деятельность ЛТМ в Томской психиатрической больнице была признана лучшей в стране. Сейчас здесь работают швейный и картонажный цеха. В 1996 г. при больнице открыт цех для выпечки хлеба, где тоже работают пациенты.
Кроме того, для выздоравливающих удаётся найти рабочие места на предприятиях города. Наши пациенты успешно трудятся на Главпочтамте, на заводе «Сибэлектромотор», в магазинах города (в основном — подсобными рабочими, грузчиками, дворниками).
В последние годы реабилитация в больнице развивается в направлении психосоциальной модели, взаимодействия с социальными службами, социальной поддержки с использованием психообразовательных программ и тренингов. С 2002 г. в больнице работают специалисты по социальной работе, они лоббируют интересы пациентов в административных учреждениях, судах, отстаивают их имущественные права.
На протяжении всего существования больницы большое внимание уделялось развлечениям больных. Часто устраиваются спортивные праздники, выставки, спектакли, поэтические вечера. Совсем недавно была организована дискотека под открытым небом, в июне прошла спартакиада, проводятся турниры по шахматам и шашкам.
Готовятся выставки работ наших пациентов-художников — не только в музее больницы, но и в одном из музеев Томска (в музее деревянного зодчества, как стало недавно известно). Некоторые из этих работ вы можете увидеть на последней странице газеты. Недавно вышел из печати сборник стихов наших пациентов «Под сенью Соснового бора» — уже второй по счёту.
Ежегодно проводятся ставшие уже традиционными Праздник цветов и конкурс на лучший садик при отделении — и подготовка к ним начинается задолго до их проведения. Чаще всего пациенты сами выращивают цветы, украшают прогулочные садики поделками и скульптурными группами, расписывают столы и скамейки.
А Праздник цветов — это не только гулянье и выступления самодеятельных коллективов, но и конкурсы на лучший осенний букет, композиции из овощей (нередко выращенных здесь же, при больнице), кулинарные конкурсы...
Вернуть пациенту радость жизни, совместного труда, творчества, восстановить утраченные навыки общения и поведения, заново открыть для него мир — вот задача реабилитационной службы больницы.
Вместе мы справимся!
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему...» — первая фраза (ч. 1, гл. I) романа «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. Цитируется в качестве совета рассмотреть конкретную причину семейных неурядиц. Иногда служит формой утешения в трудных обстоятельствах...
Из «Энциклопедического словаря крылатых слов и выражений»
А мне эта фраза вспомнилась совсем по другому поводу: я увидел счастливую семью... Это случилось в «Доме на полпути», и я лишний раз убедился в правоте классика: счастливые семьи действительно похожи друг на друга. У них светлые лица, благожелательность во взгляде, когда они разговаривают с собеседником, и едва ощутимая настороженность, когда они смотрят друг на друга. Т. е. не столько настороженность, сколько, правильней сказать, забота: не досаждает ли что любимому человеку, нет ли рядом повода для тревоги? И эта забота всегда сопровождается уверенностью: «Если что, я смогу помочь, вместе мы справимся!».
«Дом на полпути» — так называется отделение № 26 нашей больницы. Отделение уже не столько лечебное, сколько восстановительное. По сути своей, да и по порядкам, царящим в нём, — рабочее общежитие. Половина из проживающих здесь пациентов прошла принудительное лечение, они находились в психиатрической больнице очень долго — не месяцы, а годы. Поэтому здесь для них созданы почти домашние условия. Живут в комнатах от двух до шести человек, работают в лечебно-трудовых мастерских на территории больницы, могут выезжать в город. Некоторым (очень немногим) удается найти работу в городе. Люди возвращаются в мир, и «Дом на полпути» готовит их к встрече с ним.
«Люди встречаются, люди влюбляются, женятся...» — одна из составляющих того мира, в который они вернутся. И жизнь понемножку заявляет свои права...
Семья, которую я здесь увидел — уже четвёртая, возникшая здесь за последний год. Поженились они совсем недавно, и сразу после регистрации брака им отвели комнату в Доме. Маленькая, но своя. Две кровати, иконы на подоконнике, одёжный шкаф, маленький столик — вот, пожалуй, и всё убранство. Семейная жизнь только-только начинается. Скоро они выпишутся из больницы, в Молчановском районе у молодого мужа есть свой дом («молодым» — чуть за тридцать). Перспективы — если не радужны, то, во всяком случае, спокойны.
В своём будущем молодые уверены: есть пенсия, есть профессии, есть маленькая, но всё-таки возможность найти работу. И самое главное — есть любимый человек рядом, который всегда поможет и которому всегда можно помочь. Человек, прошедший тот же нелёгкий путь, что и ты, и понимающий тебя, как никто в мире...
Предыдущие три семьи уже покинули «Дом на полпути»: одна живёт в Колпашево, две других — в Томске. Одну из них, выписавшуюся из больницы совсем недавно, врач-психиатр Евгений Николаевич Калинкин (заведующий отделением) пока что регулярно навещает: убедиться, что всё у них в порядке, узнать, не нужна ли помощь.
И лечение, и обучение
Наше лечебное учреждение называется «Детский медико-педагогический центр». Это означает, что мы не только лечим, но и обучаем. Лечим и обучаем детей, у которых возникли те или иные психологические проблемы в развитии. У нас можно получить консультацию психоневролога, логопеда, психолога, психотерапевта. К нам обращаются родители с детьми от 2 до 15 лет по проблемам особенного развития, сложного поведения, общения со сверстниками, школьной дезадаптации и школьной неуспеваемости, речевых нарушений, заикания, когда ребенок испытывает страхи, страдает дневным или ночным недержанием мочи, подвержен расстройствам пищевого поведения.
Наиболее полное представление о работе детского медико-педагогического центра дает, пожалуй, статистика. Сейчас количество обращений к детскому психиатру составляет 30 тысяч в год. Если учесть, что в городе живет более 75 тысяч детей в возрасте от двух до пятнадцати лет, а в районах — почти 80 тысяч, то получается, что у каждого пятого ребенка есть психологические проблемы. Около 32 тысяч детей обращаются к другим специалистам центра — психологам, логопедам, психотерапевтам, неврологам.
Т. е. почти половина обратившихся идут именно к психиатру — и это означает, что у населения уже нет психологического барьера к посещению врача этой специальности. Это и радует, и настораживает одновременно. Радует, что мы можем помочь большому количеству детей. Огорчает осознание того, что психическое здоровье действительно становится проблемой современного общества.
Согласно статистике нашего центра на первом месте (81 %) такие проблемы, как нарушения поведения, расстройства психологического развития, речевые нарушения. На втором (8,3 %) — умственная отсталость. На третьем (6,2 %) — органические расстройства (т. е. органические поражения центральной нервной системы, сопровождающиеся такими симптомами, как слабость, вялость, снижение памяти, успеваемости в школе, изменениями в характере, иногда повышенной конфликтностью).
В настоящее время детские психиатры часто сталкиваются с проблемами адаптации детей в детских учреждениях. Например: повышенная конфликтность в детском саду. Стрессы, которые ребёнок переживает в детском саду или в школе, могут стать причиной частых соматических заболеваний: простуд, ангин и т. д. Вспоминается случай, когда у подростка в течение года регулярно отмечался подъём температуры по утрам. После многочисленных обследований мать по рекомендации педиатра обратилась в наш центр. Выяснилось, что у ребёнка были очень сложные отношения с классом, и по утрам, когда нужно было собираться в школу, он испытывал панический страх. Это приводило к повышению температуры и ухудшению соматического состояния... К сожалению, в последние годы возросло и число обращений детей, ставших жертвами жестокого обращения или сексуального насилия.
В области, как и в стране в целом, идёт процесс усыновления, развивается институт опеки и приёмных семей. Психологические проблемы при этом возникают и у детей, и у самих опекунов. Особенно — в период адаптации ребёнка к новому для него семейному укладу. Наши психологи проводят консультации таких семей, дают свои рекомендации.
Следует отметить, что в последнее время возросло количество желающих получить консультацию у психолога. Если в 2005 году обращений к психологу было 3 772, то в 2009‑м — 8 433, почти в два с половиной раза больше. Анализ этих цифр говорит о том, что родители или опекуны хотят получить советы по воспитанию ребёнка и считают его состояние не болезнью, а психологической проблемой.
Кстати, у населения нет чёткого понимания разницы между психологом, психиатром и психотерапевтом. Психолог — работник не врачебной специальности. Его задача — психологическое консультирование, коррекция, создание комфортной атмосферы общения. Постановка диагноза и лечение — дело психиатра. Он может направить к психологу на коррекцию или выписать лекарства, выслушивает жалобы, собирает анамнез, определяет, носят ли нарушения болезненный характер, или же в основе расстройства лежит проблема, которую можно решить психологическими или психотерапевтическими приёмами — т. е. НЕ медикаментозным воздействием. Наконец, есть ещё такая профессия, как психотерапевт — тоже врач, но лечащий немедикаментозными средствами. Часто работает в паре с психологом, логопедом. Одним ребёнком у нас занимаются по два-три специалиста одновременно, потому что проблема чаще всего — комплексная.
Кроме лечения и обучения детей в дневном стационаре, наш Центр сотрудничает с учреждениями образования, с психолого-медико-педагогическими комиссиями города и области. Специалисты центра участвуют в работе этих комиссий, осуществляя консультативную, психологическую, логопедическую помощь. Так, в 2009 году было выполнено 20 командировок, во время которых осмотрено и проконсультировано 1 134 ребенка. Ежегодно мы выезжаем в районы: Шегарский, Тегульдетский, Первомайский, Парабельский, Молчановский, Зыряновский, Верхнее-Кетский и другие. Курируем детские дома, школы, интернаты.
Мы — востребованы, общество нуждается в нашей работе, и это налагает на нас большую ответственность.
Т. А. Колосова,
заведующая детским медико-педагогическим центром, врач высшей квалификационной категории
Что делать? Жить! (советы психолога)
В кризисе
«Все не так! Ничего не получается! Самочувствие отвратительное, настроение мерзкое...». Не правда ли знакомое состояние? Чаще всего мы виним в этом обстоятельства, жизнь, людей, которые нам портят настроение, но забываем о том, что главным «строителем» нашего настроения являемся мы сами.
Каждый человек сам выбирает, что он хочет видеть в своей жизни. Можно сколько угодно плакать, страдать, например, что расстались с любимым человеком, — а можно сказать себе спасибо за то счастье, которое выпало, и учиться жить дальше. Факты, события, происшествия не имеют эмоциональной окраски, только наше отношение к ним окрашивает их в цвета. Не делайте свою жизнь только серой или черной. В мире достаточно других цветов!
В основе нашего внутреннего дискомфорта чаще всего — две причины: страх и ненависть. Они порождают целый поток негативных состояний: зависть, сомнение, неуверенность, ревность, недоверие, печаль, недовольство собой, нервозность. Чувство несоответствия меркам и критериям других людей вызывает неуверенность в себе, недовольство, потерю собственного «Я».
Страх чего-то не получить от жизни, страх быть неоцененным по достоинству вызывает повышенный уровень наших притязаний, которые мы предъявляем жизни. Мы вступаем в гонку с самим собой, перестаем жить, сражаемся с трудностями — вместо того, чтобы научиться радоваться тому, что имеем. Хотим достать звезды, не научившись радоваться каплям росы. Злимся на жизнь, вместо того, чтобы учиться принимать с благодарностью то, что есть.
Ненависть к кому-нибудь всегда связана с нашим неумением прощать того, кто доставил нам страдания. Мы долго переживаем, лишая себя душевного покоя и радости, вместо того, чтобы простить всех, и в первую очередь себя, и освободиться от этой тяжелой ноши. Сделайте усилие, простите своих обидчиков. Не желайте никому зла, ибо оно может бумерангом вернуться к вам же.
Помните о том, что ноющие, несчастные, страдающие люди только портят жизнь всем окружающим, распространяя вокруг себя «болезнетворные микробы» несчастья. И наоборот, благотворный заряд энергии исходит от уверенных в себе, оптимистичных, радостных натур.
Большинство из нас хочет, чтобы кто-то изменил внешнюю сторону нашей жизни, так, чтобы нам не пришлось внутренне меняться. Мы хотим, чтобы с нас сняли ответственность за наше счастье. Часто нам легче раздражаться и страдать в роли жертвы, чем любить, прощать и обрести внутренний мир.
Врачи-онкологи обнаружили, что для выздоровления от серьезной болезни важнее всего четыре веры: вера в себя, вера в своего врача, вера в лечение и духовная вера. «Духовная вера» — многозначное выражение. Ее не надо себе представлять как принадлежность к некоторой организованной религии, и все мы знаем, что некоторые из самых благочестивых на вид людей наименее духовны. Духовность означает принятие всего, что есть (что не надо смешивать с примирением или одобрением зла). В конце Второй мировой войны в покинутом, разрушенном бомбами доме в Германии союзные солдаты нашли свидетельства этой веры, выцарапанные на стене подвала одной из жертв Холокоста:
Я верю в солнце —
даже когда оно не светит;
Я верю в любовь —
даже когда она не проявляется;
Я верю в Бога —
даже если Он не говорит.
Вся наша жизнь — это череда закономерных кризисов, и наложение внешних стрессов усиливает и без того их напряженность, дискомфорт. Значимые кризисы: рождение ребенка, первый год его жизни, третий, седьмой, подростковый возраст, юность, зрелость с кризисом средних лет, пожилой возраст. Наложение кризисов в семье, взрослых и детей, переход с одной стадии жизненного цикла на другую. Это резкие изменения уклада общественной жизни, со своими законами и закономерностями. Обострение нервно-психических и психосоматических заболеваний, хронизация их.
Кризис — это риск и возможность. Кризис — это смелость начинать, продолжать и заканчивать начатое.
В горе
Горе — такое событие, которое нельзя поправить, его можно только пережить. И никто за человека это не сможет сделать, только сам. Горе — это потеря (смерть) близких, развод, болезнь, потеря чего-то ценного, переживания (прогноз отрицательного будущего, приступы отчаяния, страх, ревность), неуверенность в себе, нездоровая зависимость и др.
К примеру, когда человек умирает, то горевание в нашей традиции проходит ровно год. В старину в деревнях на похороны специально приглашали женщин плакальщиц. Плач отражает печаль, боль, дискомфорт. Истечение слез — облегчающий процесс, который сродни таянию льдов весной.
Процессом переживания можно управлять, организовывать его, стремиться к тому, чтобы этот процесс не пошел патологическим путем. Как у любого процесса, существуют стадии горевания: шок, реакция (это неправда!); отказ верить в случившееся (я не могу принять трагедию); гнев (это несправедливо); вина (всё ли я сделал?); депрессия (мне всё равно, что случилось); принятие (выражение чувств, отреагирование).
Мы способны за день несколько раз оказаться на разных стадиях горевания, они не имеют определенной последовательности. Но знание об этих стадиях горевания приводит к проживанию горя, не переходящего в патологическое состояние. При этом необходимы, как воздух, социальная поддержка, альтруизм, солидарность.
Под нашим наблюдением находилась женщина 58 лет, у которой буквально на руках умерла мать. Для нашей пациентки она была самым близким человеком. По ее описанию, во время прощальных ритуалов она стала петь любимую песню своей умершей матери. Родная сестра вызвала «скорую помощь», и врач парентерально ввел пациентке «успокаивающее» средство. Ее состояние после инъекции ухудшилось, поднялось артериальное давление. В последующем она пережила самые тяжелые в жизни дни. «Хотелось кричать, чтобы услышали небеса, люди, весь мир». Злость, ненависть и обида проецировались на сестру, которую преимущественно интересовали вопросы наследства. По рассказу больной, возникло чувство, что пошатнулся весь мир и почва выбита из-под ног: «лечу куда-то с потерей реальности». Потеряла сон и аппетит. Поступила в отделение до 40 дня с момента смерти матери.
В отделении она была беспокойна, часто и громко плакала без чувства облегчения и постоянно говорила — не слишком внятно, сбивчиво — о своих переживаниях.
С пациенткой была проведена индивидуальная психотерапевтическая сессия, основной задачей которой было формирование положительного будущего, примирение с прошлым, подстройка к будущему. Вторая сессия индивидуальной работы была посвящена эмоциональному отреагированию, во время которой вместе с клиническим психологом пациентка пропела до конца любимую песню своей матери. Затем пациентка была приглашена в терапевтическую группу. Фотография матери пациентки была установлена на отдельное кресло. Группа вновь пропела песню, и ее участники аутентично вошли в переживания пациентки, вместе плакали. Затем пациентку поддержали словами, тактильными прикосновениями и невербальными реакциями. К концу групповой психотерапевтической сессии пациентка почувствовала тепло, снятие напряжения в теле, плечи опустились, голос стал мягким и женственным, речь — ясной и понятной. Во время изменения психофизиологической реакции у больной произошел инсайт, который заключался в четком представлении, что вызов «скорой помощи» не дал возможность «отгоревать». После нескольких сеансов пациентка почувствовала уверенность и отметила, что самое главное заключалось в том, что ее поняли, услышали и поддержали. Восстановились сон и аппетит.
С проблемами на работе
В зрелом возрасте напряжение и срывы возникают чаще, чем в молодости, и отражаются не только на здоровье, но и на семейной жизни человека. Кто-то с горя начинает сомневаться в правильности выбранной профессии, кто-то переносит свой гнев на близких.
Рекомендации.
• Не переживайте за то, что еще не произошло.
• Находите время для своих домашних и каждую неделю занимайтесь тем, что приносит вам истинное удовольствие (поход с детьми в театр, кино, коллекционирование, игра с кошкой или собакой и т.д.).
• Не пускайтесь с отчаяния «во все тяжкие».
• Не наделайте непоправимого в состоянии раздражения (не подавайте заявления об увольнении, не выясняйте отношений с начальством).
• Уясните для себя, чего вы именно хотите: продолжать взбираться по служебной лестнице, сделать шаг в сторону или найти более приятный для вас вид деятельности.
• Извлекайте пользу из своих возможностей. Помните, что начальство ценит ваш опыт. Ведь более зрелые специалисты лучше, чем молодые, экономят время, отличают важные задания от обычных, чаще сохраняют спокойствие в кризисных ситуациях, более добросовестны и терпимы, знают свои сильные и слабые стороны.
• Вместе с тем сохраняйте способность к восприятию всего нового — зрелые люди становятся жертвами перестраховки, закоснелых привычек и избитых штампов мышления. Не бойтесь новых веяний, обогащайте ими свои таланты и опыт (почему бы вам, к примеру, не закончить хорошие компьютерные курсы?).
Экспресс-помощь.
Для того чтобы быстро расправиться со своим плохим настроением, вам понадобится всего 10—15 минут.
• Внушайте себе, что все трудности сегодняшнего дня уже позади.
• Дома, сняв уличную обувь, несколько минут полежите или посидите, подняв ноги, расслабившись. Думайте о чем-нибудь приятном (например, о предстоящих выходных).
• Не помешает стакан фруктового сока или конфета. Негромкая музыка тоже способствует достижению душевного спокойствия.
• Можно погладить себя по макушке (здесь много биологически активных точек). Для выживания человеку необходимы восемь «поглаживаний» в день. Похвалить себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня, напеть полюбившуюся мелодию. Такой сеанс, проводимый ежедневно, поможет вам быстро снять негативные эмоции.
• Важно иметь под рукой информацию, к кому можно обратиться за помощью.
Обзор подготовила С. Н. Леушина, клинический психолог
После выписки
На базе Центра лечебно-психологмческой помощи (ул. Яковлева, 65) открыто отделение реабилитации, где пациентам, прошедшим курс лечения в больнице, помогают адаптироваться в сложной жизненной ситуации. На базе Центра работает команда специалистов, которая подходит к каждому пациенту индивидуально. Работа ведётся по следующим направлениям: социальное, психо-коррекционное, спортивное и арт-направление.
Арт-студия изначально задумывалась как уютное место с приятной атмосферой, где пациентов окружают картины, цветы, звучит классическая музыка. Пространство, где царят доброжелательность и внимание к каждому, где помогут развить творческие способности и найти занятие по душе. Сейчас это — и творческая мастерская по изготовлению поделок: изделий из глины, бисера, ткани. Здесь проводят различные праздники и дни рождения. А главное — люди преодолевают одиночество, находят единомышленников и приобретают бесценный опыт общения. Здесь же проводят занятия по основам театрального мастерства и занятия кукольного театра.
В художественном выражении арт-терапия аппелирует к внутренним самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями. Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне.
Пациенты о себе:
— Я начал посещать диспансерное отделение с весны этого года, и за это время было много различных занятий: рисование, классическая музыка, тренинги по психокоррекции. За эти четыре месяца я стал более уверенным в себе, приобрел новых друзей, у меня появились новые увлечения. Можно сказать, что я заново открыл окружающий мир.
Музыкотерапия — метод изменения психологического состояния. Методика музыкотерпии предусматривает целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия. Музыка, благодаря своим специфическим способностям, в состоянии проникнуть в глубинные слои личности...
Пациенты о себе:
— Когда я сюда обратилась, я была совсем не такая, как сейчас. После занятий я совсем по-другому стала относиться к жизни, всё стало таким ярким, добрым, красочным! Круг общения расширился. Я стала менее замкнутой, более открытой...
Кухня — самое «вкусное» место диспансера. Здесь отрабатываются навыки приготовления пищи, ребята учатся составлять недорогое и полезное меню, сервировать стол, готовить различные блюда. Это — залог успешного и независимого проживания.
Физическое здоровье немыслимо без физического совершенствования. В Центре есть небольшой спортивный зал, теннисные столы, несколько тренажеров...
Пациенты о себе:
— Мой внутренний мир стал более обширным. Появились новые друзья, с которыми мне хорошо. Тёплые дружеские отношения никогда не бывают лишними.
Групповая психокоррекционная работа считается высокоэффективной за счет процесса восстановления, обучения, тренировки в искусственно созданных условиях, в защищённой среде. Занятия в группах обеспечивают пациентов необходимыми знаниями, оказывают влияние на их поведение и установки в отношении собственного здоровья. Происходит обмен мнениями, обсуждение опыта болезни, формируются нормы взаимоотношений. Кроме того, группа обеспечивает обратную связь и взаимную поддержку.
Пациенты о себе:
— За последние два года я второй раз посещаю тренинг. Первый раз — по поведению, агрессивному и неагрессивному. Очень здорово помог, потому что свое место ощущаешь в разных ситуациях. Второй тренинг был по общению. Такие тренинги, мне кажется, очень многим необходимы. Людям надо знать, как правильно общаться...
Кроме собственно диспансерного отделения, в Центре открыт стационар на дому, когда врач-психиатр вместе с дпроцедурной медсестрой и социальными работниками почти ежедневно посещают больного, помогают создать в семье условия, благоприятные для выздоровления, вживания человека в общество.
Е. О. Старинская, заведующий диспансерным отделением, кандидат мед. наук, врач-психиатр
МУЗЕЙ: новые экспонаты
СУД НАД РЕЛИГИОЗНЫМ РАБОЧИМ.
8-го января у нас в губернской партийной школе состоялся показательный суд над религиозным рабочим, прошедший ярко и произведший хорошее впечатление на публику. Была отмечена темнота религиозного рабочего, узость его мировоззрения. Было указано отношение духовенства к религии и имущих классов. В заключение было продемонстрировано отношение к религии сознательного пролетариата. Все это дает наглядную, легко воспринимаемую пропаганду за науку и против слепой веры.
Побольше бы таких судов. Послать бы в деревню такие суды, вот это было бы дело! Вот чем можно было бы встряхнуть нашу деревню!
И. Сурмач.
Эту прелестную заметку я прочёл в обгорелом обрывке газеты «Красное знамя» от 11 января 192(?) г., на странице «Рабочая жизнь». И повеяло на меня не двадцатыми годами прошлого века, которых я всё-таки не знаю даже по рассказам бабушки (молчала она об этих годах), — повеяло на меня июлем 1973‑го. Я тогда работал в студенческом стройотряде, и случилось нам разбирать старый, в землю вросший до половины первого этажа бревёнчатый дом. В помещении, когда-то бывшем кухней, стены были в несколько слоёв оклеены газетами. Крахмальный клейстер, державший эти самодельные «обои», высох, и мы снимали слой за слоем, погружаясь в прошлое: 57‑й, 55‑й, конец сороковых... Запомнились обширная статья о подаренном Никите Сергеевичу макете химкомбината и фельетон о любителях джаза, провинившихся в чём-то более серьёзном — в каковой их вине джаз сыграл, якобы, ключевую роль... (И вспоминаю мою шоковую реакцию: «Это не анекдот! Это действительно так и было!»).
Собственно, я не об этом. Я о том, что музей психиатрической больницы Томска пополнился новыми экспонатами — а точнее, вернул себе старые, утраченные в далёком 1928‑м году во время пожара.
В монографии «Очерки истории развития психиатрической службы в Томской области», изданной в 1980‑м, о том пожаре есть всего несколько строк, да и те — в сноске: «...пожар в декабре 1928 г. уничтожил часть архива и музей, основанный ещё Н. Топорковым (музей и архив располагались в зале нынешнего 3-го отделения). Во время пожара сгорел также купол больницы».
А в этом году, во время ремонта здания 3‑го отделения, на чердаке был обнаружен ящик с обгоревшими, пожелтевшими от времени, частично поражёнными «бумажным грибком» документами.Светлана Васильевна Новикова, заведующая музеем больницы, очень вовремя узнала об этой находке. Аккуратно и бережно разобрала бумаги, пощажённые временем, сейчас готовит новую экспозицию. Не знаю, что из найденного войдёт в неё, но мне удалось познакомиться с некоторыми находками.
...Письма одной из сотрудниц больницы к родным на Украину, датированные 1923‑м годом — причём не сами письма, а аккуратно сделанные копии, в количестве трёх экземпляров, химическим карандашом через копирку (надо полагать, переписка тогда перлюстрировалась).
...Распоряжения в продуктовую лавку, писанные на обороте старых квитанций, а то и таких же требований, но писанных на специальных бланках ещё дореволюционных годов: «В продлавку. Копия. Больным: Козловскому Владимиру с 9/VI хлеба выдавать не 1 ф., а 3/4 ф., Смородинову Николаю выдавать хлеба с 9/VI-22 г. по 72 зол. сверх нормы. Бухгалтер Авдонин. 8/VI-22 г.»
...Записка на обороте обрывка какой-то незаполненной ведомости: «Иван Ник. разрешаю собрать табаку гр. Мосекину для меня и для его и прошу дать ему ключъ... (нрзб.) табак крепче. Киселев». В те, двадцатые, годы при больнице была усадьба, где в числе прочего выращивался и табак. А ключъ (автор записки, видимо, ещё не отвык писать это слово с твёрдым знаком) — ключ, надо полагать, от помещения, где табак сушили, чтобы был «крепче»...
И — разумеется, газеты тех времён. Заметки о положении в Германии (уменьшение пособия безработным, повышение квартплаты, организация детских питательных пунктов); фельетон с говорящим названием «Фабрика чахотки» — о починочной мастерской на набережной Ушайки; заметка «Суд над религиозным рабочим», которую я уже процитировал полностью... А вот ещё два небезынтресных отрывка из статьи о новом партийном клубе:
«Старый клуб. Купчики, чиновники, отставные офицеры, шуллера и друг. отбросы человечества пьют, веселятся и играют в девятку. В их распоряжении шансонетки и безответные лакеи. Они уличают друг друга в мошенничестве, издеваются как хотят. <…>
Новый клуб. Новый клуб открывается торжественным заседанием. Помещение чисто и опрятно. Председатель президиума, представители от РКП, комсомола и жен отдела в ярких красках (в стихах) набрасывают картину работ клуба и дружно призывают к совместной творческой работе. Хор поет „Интернационал“ <…>».
Разумеется, эти экспонаты интересны не сами по себе: они расскажут посетителям музея о том, какое это было время, в каких условиях работала наша больница. Время, когда религиозных рабочих — судили, а церковь отлучили не только от государства, но и от помощи душевнобольным. Когда директору больницы Александру Давыдовичу Грину вменяли в вину «приведение больницы в состояние организационного и хозяйственного упадка» — на том основании, что он «снизил стоимость койки», а на строительство использовал меньше денег, чем было отпущено! А ведь именно он, А. Д. Грин, обеспечил выживание больницы в эти экономически трудные времена и постоянно заботился не только о лечении, но и об улучшении быта больных, условий их содержания...
«Времена не выбирают, в них живут и умирают», — писал поэт Александр Кушнер. Не надо ни клясть, ни превозносить прошлые времена. Надо к ним присмотреться. И в этом поможет наш музей и его устроительница Светлана Васильевна Новикова, чьими трудами музей становится всё богаче и информативнее.
Александр Рубан,
специалист по связям с общественностью