Детское отделение №1

тел. (3822) 281-225, (3822) 281-147


Общепсихиатрическое детское отделение


Отделение специализируется непосредственно на общепсихиатрической патологии. Наиболее частыми показаниями к госпитализации является: умственная отсталость, общее расстройство психологического развития, расстройства поведения (гиперкинетическое расстройство и нарушения поведения, специфичные для детского возраста), эпилепсия, органический поражения ЦНС, детская шизофрения.

 

Показаниями для пребывания в отделении являются пограничные нервно-психические расстройства: психические расстройства без выраженного синдрома психомоторного возбуждения; аффективные расстройства без психотических симптомов; невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства; поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами; расстройства личности в стадии компенсации (акцентуация характера); расстройства привычек и влечения; тики, энурез, заикание; умственная отсталость легкая и невыраженная умеренная, без нарушений поведения или с незначительными нарушениями поведения; расстройства психологического развития; эпилепсия с когнитивными расстройствами и изменением личности без выраженной деменции.


 


 


 

 

К проблемам психического здоровья подростков приковано внимания многих исследователей, что обусловлено социальной значимостью и остротой проблемы.

 

Комплекс проводимой в отделении реабилитации включает обязательное обследование детско-подросткового психиатра, психолога, консультации детского невропатолога, окулиста, а так же при необходимости: консультации педиатра, генетика, ЛОР-врача, хирурга, дерматолога, инфекциониста. Исследуются общие анализы мочи, крови, биохимические анализы, анализ кала на яйца гельминтов. С целью дифференциальной диагностики проводятся дополнительные методы обследования: ЭЭГ, РЭГ, Эхо-ЭГ, УЗИ внутренних органов, ЭКГ, рентгенография. Сложные для диагностики случаи консультируются профессорами кафедры психиатрии и научными сотрудниками НИИ ПЗ.

По данным обследования разрабатывается индивидуальная программа медико-психологической реабилитации. В своей работе специалисты отделения используют полипрофессиональный подход к решению проблем подростков и их родителей.

 

В качестве медикаментозной терапии в отделении широко используются ноотропные, сосудистые, седативные препараты, корректоры поведения, общеукрепляющая терапия. Антидепрессанты и психотропные средства назначаются по клиническим показаниям по информированному согласию родителей.

На базе отделения функционирует кабинет физиопроцедур и массажа, где физиолечение получают более 90% поступающих пациентов.

 

Пребывание в стационаре включает общие режимные моменты (5-разовое питание, дневной сон, прогулки, занятия в группе с воспитателями, школьные занятия с педагогами средней общеобразовательной школы N 56) и индивидуальные реабилитационные программы, включающие лечебно – диагностические и коррекционные мероприятия для каждого пациента.

 

Пациенты отделения имеют возможность посещать школьные занятия, которые проводят педагоги средней школы № 56. Занятия проводятся 4 дня в неделю по программам основного места учебы с индивидуальным подходом к учащимся. При выписке выдается табель успеваемости.

Находясь в стационаре, все подростки занимаются в психотерапевтических группах.

Проводятся следующие виды психотерапии:

 

Ø индивидуальная психотерапия (поддерживающая, личностно-ориентированная, консультативная);

Ø групповая личностно-ориентированная психотерапия (группа младших 11-13 лет и группа старших подростков 14-18 лет);

Ø групповая и индивидуальная релаксационная терапия;

Ø коррекционно-развивающие группы с элементами арт-терапии для подростков со сниженным интеллектом;

В групповой работе используются интегративный подход, т.е. сочетание техник арт-терапии, гештальт-терапии, психодрамы, коммуникативные упражнения, релаксационные, психоаналитические, символдрамма.

 

После выписки подростка из стационара психотерапевтическая работа продолжается в рамках амбулаторного подросткового приема.

 

В целом отмечается положительная динамика у пациентов, получивших психотерапию – снижение напряженности, неконструктивных способов взаимодействия, как со сверстниками, так и с взрослыми. Вместе с тем, отмечается повышение адаптивных способностей, саморегуляции, развитие саморефлексии, повышение самооценки, уверенности в себе, развитие способности к эмпатии, пониманию переживаний других. Семейные взаимоотношения, по объективной оценке (отклик родителей) имеют положительную динамику.

 

За годы работы в отделении отработана новая форма работы с родителями детей, поступающих на лечение в отделение: первичная психотерапевтическая консультация, которая проводится при поступлении подростка в стационар. Цель – знакомство с родителями и пациентом, разъяснение особенностей психотерапевтической работы и выбор формы оказания помощи подростку (индивидуальная, групповая). Во время первичной консультации оговаривается количество психотерапевтических сессий. По окончании психотерапевтической работы проводится итоговая встреча с родителями, предлагаются рекомендации по дальнейшему взаимодействию. Введение этой системы позволило реализовать командный принцип работы и индивидуальный подход к каждому пациенту, что облегчает и делает более эффективным взаимодействие с родителями. После выписки подростка из стационара психотерапевтическая работа может быть продолжена специалистами амбулаторных служб.

 


 


 

 

 

тел. (3822) 72-99-95

Детское отделение пограничных состояний и выраженных речевых расстройств

 
Режим пребывания ребенка в стационаре может быть полным или частичным и определяется по выбору родителей. Условия пребывания детей в стационаре приближены к режиму детских дошкольных учреждений, что позволяет снизить стигматизированные взгляды на психиатрию в целом. Поступающие в отделение пациенты распределяются по 3 возрастным группам по 15 человек с учетом предварительного диагноза. В каждой группе разработаны программы коррекции, предусматривающие индивидуальный и групповой принцип работы с ребенком. Срок пребывания в отделении в течение 1 месяца обязывает всех специалистов мобилизовать свои усилия и в течение короткого времени сформировать эффективную программу реабилитации с максимально возможным результатом в каждом отдельном случае. В условиях отделения проводится комплексное обследование ребенка: оценивается соматический и неврологический статус, подключается медико-генетическое консультирование с целью исключения генетических заболеваний, проводится параклиническое обследование, включающее ЭЭГ, Эхо-ЭЭГ, ЭКГ, РЭГ, а также во всех случаях тяжелого течения МРТ-обследование. Генетическое консультирование и проведение МРТ - обследования рекомендуется детям со стойкими нарушениями в речи и при отсутствии динамики в процессе коррекционной работы.
Используется «бригадный» способ коррекции, когда в тесном взаимодействии работают врач-психиатр, врачи других специальностей - невролог, генетик, педиатр, ЛОР а также логопед, психолог, дефектолог, воспитатель, музыкальный работник. Это приводит к сочетанному подходу в коррекции «дефекта» и более быстрому восстановлению нарушений.
С 2000 года внедрена и успешно используется по сегодняшний день методика оперантной терапии с эмоциональным тонизированием для помощи детям, страдающим ранним детским аутизмом, задержками психологического развития с аутистическиподобным синдромом. Этим детям и их родителям в отделении уделяется особенное внимание и индивидуальный подход, как в режиме пребывания, так и в планировании занятий. При невозможности посещения таким ребенком групповых занятий, проводятся индивидуальные занятия ЛФК, песочная терапия, арт-терапия, релаксационные занятия в сенсорной комнате вне расписания с участием одного из родителей. С 2011 года в рамках образовательных программ для родителей детей с РДА проводятся циклами информационные лекции.
У большинства детей с ранним детским аутизмом нарушены навыки поведения, необходимые для социальной адаптации, они не формируются естественным образом так, как это происходит в норме. В рамках поведенческой терапии возможно обучение отдельным формам поведения, отсутствие которых препятствует развитию ребенка. Предложенная методика оказалась достаточно эффективной и позволила снизить уровень инвалидности у детей до 40 %.
S1051433
 
Основные характеристики поведенческой терапии:
 
- методика ориентирована на формирование социально значимых видов поведения
- построена методика как процесс обучения                                                             
- методика позволяет отслеживать взаимосвязь между поведением ребенка и обучением.
Основная проблема, с которой сталкивается специалист в начале работы это отсутствие у ребенка мотивации к взаимодействию. В поведенческой терапии в качестве основного мотивирующего фактора используется подкрепление.
У большинства аутичных детей отмечаются нарушения внимания, которые препятствуют обучению и развитию. Такие дети настолько погружены в свои ощущения, что иногда кажется, что у них нарушен слух: они не реагируют на своё имя, на звуки. С другой стороны, часто отмечается усиленная избирательность внимания когда малозаметные детали окружающей обстановки становятся значимыми. В поведенческой терапии обучение начинается с формирования «учебного поведения».
 
             С синдромом раннего детского аутизма связано особое нарушение психоэмоционального развития детей, которое ставит в тупик их близких. Аутизм затрудняет процессы обучения, воспитания и коррекции таких детей. Множество вопросов возникает в семьях, где появляется такой ребенок. Как с ним обращаться? Как его следует воспитывать? Каким образом, и в какой школе его следует обучать? Для того чтобы работа с аутичным ребенком была эффективной необходим   единый образовательный подход в обучении и воспитании и активная помощь со стороны родителей такого ребенка. Поэтому была разработано методическое пособие для родителей.
 
За годы работы    накоплен определенный    востребованный опыт, который используется   в ежедневной практике. Необходимо, за период в один- два месяца добиться динамики в развитии ребенка и обучить родителей методике.
            При поступлении ребенка с диагнозом - ранний детский аутизм проводим первичную диагностику (обследование) уровня развития ребенка, результаты обследования вносятся в карту обследования аутичного ребенка. Карта была разработана на основании РЕР теста.
 
       На основании диагностической карты обследования аутичного ребенка    дается заключение об уровне развития   ребенка, о его речевом развитии. На основании обследования составляется индивидуальная программа коррекции. В условиях стационара, где пребывание ребенка возможно один-два месяца, программа психолого-педагогической коррекции составляется   на этот период времени.
     РЕР тест - психолого-образовательный профиль, который представляет собой инструмент для описания поведения и навыков ребенка. Наблюдение за   ребенком позволяет   оценить динамику изменения психических функций в процессе коррекционной работы.
             В   процессе коррекционной работы ведутся дневники наблюдения, в основу которых положен РЕР тест, в отличие от большинства тестов, система оценки помимо «выполнено – не выполнено» включает третий элемент – «навык находится в развитии». Результаты повседневной проведенной работы отражаются в дневниках, где записываю задачи, методические приемы, ход занятий. Ведение дневников    по этим программам позволяют понять, что удалось, а что   необходимо менять и дополнять.
                 Каждый день проводятся групповые логоритмические занятия совместно с родителями и детьми, а также индивидуальные коррекционные занятия.
 
IMG_0063
 
В отделении действует полипрофессиональная реабилитация для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, заиканием, эмоциональными нарушениями. Используются современные нейропсихологические и нейрофизиологические методы диагностики и коррекции. Специалисты обучены и проводят кинезиотерапию. Активно используется «Сенсорная комната», занятия в которой проводятся по подгруппам под руководством психолога, дефектолога или воспитателя-педагога. Подключаются к реабилитационной работе ЛФК, арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, БОС – терапия, логоритмические и музыкальные занятия.
 
Дефектолог работает с детьми индивидуально и проводит фронтальные занятия, используя специально оборудованный кабинет, пособия Монтесори.
 
Работа психотерапевта в отделении предусматривает индивидуальную психотерапию по показаниям, консультирование родителей по проблемам детско-родительских отношений, межличностного общения, фобического синдрома, нарушений поведения, гиперкинетическое расстройство, тревожного расстройства. Проводится сеанс психологической разгрузки в сенсорной комнате. В отделении используется методика биологической обратной связи.
В отделении регулярно работают узкие специалисты: окулист, ЛОР, невропатолог, педиатр, что значительно облегчает работу врача-психиатра в плане дифференциальной диагностики, выявлению и лечению сопутствующей патологии, зачастую значительно утяжеляющую течение заболевания. У детей выявляются неврологические и соматические расстройства. Начальное лечение дети получают в отделении, при выписке даются подробные рекомендации, что особенно нужно для сельских детей. Врач-генетик осматривает детей отделения с подозрением на генетическое заболевание. Проводится цитогенетическая и биохимическая диагностика анализов крови и мочи.
 
Врач-физиотерапевт грамотно назначает физиопроцедуры и ведет контроль за проведением процедур, а также ведется динамическое наблюдения за состоянием детей. Каждому ребенку назначается физиолечение и массаж. При назначении массажа учитываются показания и противопоказания каждого пациента, используется общий массаж с акцентом на речевые зоны (волосистая часть головы, шея, кисти рук), применяются элементы рефлекторно-сигментарного массажа, точечного, мануальной терапии.
 
  DSCN2873
 
 
  DSCN2872
 
ЛФК в отделении получают все дети. Занятия проводятся ежедневно, и направлены на общее оздоровление, развитие координации движений, общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, постановку правильного дыхания, формирование положительных личностных установок и мотиваций, настойчивости, уверенности в своих силах, стремления добиться успеха, развитие внимания, самоконтроля.
 
 
IMG_0021
 
Логопедическая помощь.
 
Логопедическая работа осуществляется в рамках целостного подхода в двух направлениях:
1 диагностическое с занесением полученных данных в речевую карту;
2.коррекционно-развивающееся предполагает комплек
с мер, воздействующих на личность в целом, коррекцию индивидуальных недостатков развития.
 
       Ведущее место в комплексном воздействии на ребенка занимает индивидуальная логопедическая работа. Индивидуальные занятия дают логопеду возможность учитывать возраст ребенка, состояние речи, интеллекта и психики, максимально использовать его потенциальные возможности. Задачи и содержание логопедической работы с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, вытекает из анализа структуры речевого нарушения, а также из сохранных и компенсаторных возможностей детей.
 
       Личностно-ориентированная модель взаимодействия логопеда с ребенком помогают преодолеть неуверенность, легко и быстро адаптироваться в новых условиях. Тактика общения – сотрудничество. Зная особенности развития, проблемы каждого ребенка, логопед тщательно отбирает те задания, которые ориентированны именно на этого ребенка, не завышая и не занижая его возможности.   
                     
          Наиболее частой речевой патологией у больных детей является смешанные дизартрии, моторная, сенсомоторная алалии, генерализованные формы заикания, речевые расстройства, сочетающиеся с интеллектуальными и поведенческими расстройствами.
      Многолетний опыт работы при работе с дизартрией позволил каждому логопеду выработать свой эффективный экспресс-метод, который заключается в избавлении от старых дефектных стереотипов и формировании правильных речевых рефлексов. План работы предполагает: массаж артикуляционного аппарата, артикуляционную гимнастику, максимальное насыщение речевых упражнений изучаемым звуком при отсутствии оппозиционных, занимательно-игровой характер речевых упражнений, повышающий мотивацию детей.
 
      Дети, страдающие моторной и сенсомоторной алалией, проходят полное обследование с оценкой соматического, генетического, неврологического статусов и включаются в этапную реабилитацию. Коррекция подобных нарушений протекает длительно и имеет закономерности течения - от стадии алалии до ОНР -3 уровня.
 
     В работе логопеда с детьми 1 и 2 уровнем речевого развития главными задачами является следующее: развитие понимания речи. развитие активной подражательной деятельности, развитие внимания и памяти. Одновременно подключаются дыхательно-голосовые и артикуляционные упражнения, формируются первичные навыки разговорной речи.
    Коррекционное обучение детей с 3 уровнем речевого развития предусматривает: воспитание артикуляционных навыков, формирование правильного звукопроизношения, много времени отводится формированию фонематического восприятия и слоговой структуре слов, дальнейшему совершенствованию связной речи, практическому усвоению лексических и грамматических средств языка. На этом этапе учат детей составлять предложения, анализировать, распространять их, используя разные методические приемы. На коррекционных занятиях осуществляется тесная преемственная связь между логопедической работой и обучением грамоте при условии, что изучаемая буква имеет в речи ребенка совершенно правильный звуковой аналог.
 
     Для предупреждения и преодоления дислексии и дисграфии формируются полноценные фонематические процессы, навыки анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова, грамматическое оформление связной речи путем
овладения различными способами словообразования, моделями синтаксических конструкций. Совместными усилиями логопед и дефектолог проводят коррекционные занятия направленные на: формирование зрительного восприятия, пространственных представлений, развитие зрительно-моторной координации.
     При лечении заикания используется одна из прогрессивных методик -
синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. Она выполняет роль буксира, своими последовательными движениями связывая звуки в слова. Движение пальцев диктует речевому аппарату ритмико-интонационный рисунок фразы. Это помогает справиться не только с заиканием, но и с его последствиями - аритмией, отсутствием правильного слияния слов в произношении и искажением интонации. Совместно с музыкальным работником проводятся логоритмические занятия с элементами фоноритмики, дыхательной гимнастики, двигательной координации, кинезиологическим тренингом с детьми с заиканием, с нарушением зрительно-моторной координации, несформированной перекрестной доминанты. На этих занятиях дети преодолевают речевые затруднения, логофобию, раскрывают свои способности, развивают их.
 
    С 2000 г. в отделении внедрена методика помощи аутичным детям- оперантная терапия с эмоциональным тонизированием. За этот период более 50 аутичным детям была оказана коррекционная помощь. Практическая работа (с ребенком аутистом на занятии работают одновременно два специалиста – дефектолог и логопед) позволяет констатировать, что системный подход в коррекционной работе с аутичными детьми дает положительный результат.
     Наиболее эффективна работа логопеда при тесном взаимодействии с воспитателями в связи с тем, что вечером на занятиях воспитатели выполняют задания логопеда.
 
    С родителями проводятся консультации по всем интересующим вопросам. Обязательной является встреча родителей с логопедом при госпитализации с целью уточнения запроса, получения информации о речевом развитии, рекомендации перед началом занятий. А так же заключительная беседа при выписке для сообщения логопедического заключения, обсуждения результатов работы, прогноза и советы по продолжению занятий. На протяжении пребывания в отделении консультации проводятся по мере востребованности.
 
       Занятия логопедов подкрепляются логоритмическими занятиями музыкального руководителя отделения, которые сами по себе представляют целостную систему музыкально-речевых, музыкально-двигательных, речедвигательных игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
 
       В отделении оформлен стенд «Говорим правильно», где имеется информация по возрастным особенностям речевого развития, пояснения логопедических заключений, рекомендации по работе с ребенком.
 
DSCN1201
 
 
 
Педагогическая работа в отделении.
 
     Педагогическая работа в отделении осуществляется воспитателями и музыкальным руководителем.
      Воспитатели групп контролируют ежедневное выполнение режимных моментов, создают условия для более быстрой, нетравматичной адаптации вновь поступающих в отделение ребятишек, проводят различные виды занятий: общеразвивающие и специальные коррекционные, индивидуальные и групповые формы с учетом возраста, речевых, поведенческих, эмоциональных и других нарушений. Создают условия для активной свободной игры, развития инициативы, творчества, фантазии. Стимулируют становление и развитие навыков самообслуживания, взаимопомощи. Педагоги работают творчески, используют инновационные методики и технологии. Приоритетным направлением выбраны активизация речи посредством сказки, малых фольклорных форм, театрализованных игр. Подготовлен материал по изучаемым темам, составлены картотеки, проводятся тематические занятия и занятия по развитию артикуляционной и пальчиковой моторики. Работа проводится согласно месячных планов, оформлен информационный стенд для родителей.
 
     Музыкальный руководитель проводит занятия с детьми 4 раза в неделю. С учетом особенностей пациентов отделения, клинических проявлений имеющейся патологии целесообразным и обоснованным является выбор приоритетного направления коррекционно-педагогичекой деятельности музыкального руководителя – всестороннее развитие дошкольников средствами логоритмических игр и упражнений. В системе целостного лечебно-психолого-педагогического воздействия в отделении проводятся логоритмические занятия – это комплекс специальных ритмизованных упражнений, которые синхронизированы со стихотворным текстом и выполняются под музыку. В работу включены элементы системы Карла Орфа, разработан собственный музыкально-развивающий цикл занятий. Накопленный материал используется в проведении логоритмической зарядки с целью развития общей моторики и артикуляционного праксиса, формировании нижнедиафрагмального дыхания, работа над развитием высоты, силы голоса, устранение назального оттенка, уточнения артикуляции звуков, автоматизации поставленных звуков, формирование фонематического слуха, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи. Особое внимание уделяется развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторной координации. Под специально подобранную музыку проводится и релаксация в конце каждого логоритмического занятия.
 
        В работе используются различные музыкальные, подвижные игры, направленные на преодоление таких проблем как конфликтность, тревожность, напряженность, скованность, позволяющие научить ребенка видеть и чувствовать окружающих.
 
       Подобран большой объем дидактического и иллюстрационного материала, составлена картотека. Создан детский оркестр, приобретены музыкальные инструменты (металлофон, ксилофон, флейты, бубны, барабан) и изготовлены нетрадиционные, самодельные (колокольчики, маракасы). Пополняется костюмерная детского центра, к утренникам своими силами шьются костюмы, изготовлены ширмы, атрибуты для праздничного оформления групп отделения. 
 
     Совместно с воспитателями проводится работа кружка «В гостях у сказки», ставятся простые, доступные спектакли, дети обучаются владению техникой вождения кукол, четкости и выразительности речи, правильной интонации.
     Большое внимание уделяется здоровье-сберегающим технологиям, в том числе организации постоянной благоприятной музыкально-звуковой среды в отделении: сведение к минимуму вредного воздействия шумовых звуков, положительное влияние специально подобранной музыки. Воспитатели отделения, создавая комфортную звуковую среду в группах, используют аудиозаписи «Песни птиц», «Звуки природы», детские песенки во время занятий по рисованию, лепке, развитию речи и в свободной деятельности. Перед дневным сном используются записи «Колыбельные всего мира».
 
     Опыт работы музыкального руководителя обобщен и представлен на семинарах, заседаниях метод. объединения для муз. работников. Написана статья в сборник «Организация музыкально-звуковой среды в условиях детского дневного стационара» (2010г.)
 
     Наряду с ежедневными коррекционными занятиями в отделении проводятся праздничные и тематические утренники, занятия-развлечения.
 
 
 
 Школьное обучение в отделении.
 
      Так как длительность пребывания в отделении составляет не менее месяца, с целью предупреждения отставания школьников от программы обучения, проводятся занятия учителя по основным предметам (математика, русский язык, чтение). Выявляются пробелы в знаниях и школьных навыках, проводится коррекционная работа.
 
  DSCN2877
 
 
Использование методов кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нервно-психическими расстройствами.
 
Арт-терапевтические методы в коррекционной работе с аутичными детьми.
 
 
 
 
Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи.
 
 
Работа психологов.
 
Медицинский психолог детского медико-психолого-педагогического центра ОГБУЗ «ТКПБ» участвует на всех стадиях лечебного и реабилитационного процесса в зависимости от поставленных задач.  
Основными видами деятельности психолога в детских отделениях являются:
1.       психодиагностическое исследование
2.       психокоррекция (индивидуальная и групповая)
3.       консультирование родителей
4.       методическая работа
5.       Образовательная работа
6.       Участие в грантах.
 
 
Психокоррекция (индивидуальная и групповая).
 
Психотерапевтическая работа с детьми и подростками несколько различна. Так, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста чаще используется метод групповой психотерапии. Это обусловлено тем, что нарушение речевой деятельности накладывают отпечаток и на развитие коммуникативной сферы, т.к. одна из основных функций речи – общение. Групповая работа с детьми проводится с частотой 4 раза в неделю в специально оборудованном кабинете с наполняемостью 7-9 человек. Группы составляют дети с гипердинамическим синдромом, агрессивные, тревожные дети, дети с заиканием. Практика показала, что большинство детей может продуктивно заниматься в течении 40-50 минут. Занятия начинаются с упражнений по кинесиологии, что позволяет детям настроиться на активную деятельность, сконцентрироваться. В работе используется, как правило, игровая направленность, что, в свою очередь обусловлено возрастными особенностями. В психокоррекционной работе с детьми в основном используются арт-терапевтические методы, имеющие в основе проективную направленность (сказкотерапия, песочная терапия, куклотерапия, игротерапия).
 
Специфика психотерапии с подростками заключается в целенаправленном использовании групповой динамики в терапевтических целях, т.е. использование совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая психотерапевта или психолога.
 
В отделениях проводятся следующие виды групповой психотерапии:
 
групповая личностно-ориентированная психотерапия (группа младших 11-13 лет и группа старших подростков 14-18 лет); групповая терапия с элементами релаксации; коррекционно-развивающие группы с элементами арт-терапии для подростков со сниженным интеллектом; коррекционно-адаптирующие группы для подростков с нарушениями поведения, которые направлены на развитие эмоционально-аффективной стороны личности подростка с включением в работу когнитивного уровня.
 
Индивидуальная психотерапия.
 
Задачами индивидуальной психотерапии у подростков являются: эмоциональное отреагирование, эмоциональная поддержка, повышение самооценки и устранение искаженного восприятия образа «Я», коррекция дезадаптивных форм поведения, укрепление копинг-механизмов. Индивидуальная работа с подростками проводится курсами от 5 до 15 встреч, в среднем 8 встреч.
Индивидуальные психокоррекционные занятия с детьми, как правило, проводятся по запросу врача. Чаще всего психотерапевтическая помощь оказывалась детям с эмоциональными расстройствами. Методами индивидуальной психотерапии стали:
игровая терапия,
когнитивная психотерапия,
гештальт-терапия,
арт-терапия,
сказкотерапия.
 
 
Работа с родителями.
 
Основная задача консультирования – образовательно-информационная, по запросу родителя.
Работа с родителями осуществляется в несколько этапов. Первый – выслушивание жалоб, тревог родителей по поводу психического развития и личностных особенностей их детей. Проводилось уточнение запроса: чтобы они хотели понять, какую информацию получить, что намерены изменить в своем поведении и поведении ребенка. Второй этап был диагностическим, осуществлялся с применением методик, как для исследования стилей семейного воспитания, так и для исследования ребенка. Третий этап - предоставление информацию о результатах диагностического обследования, о проблеме и подходах к ней, об имеющихся возможностях совладания с проблемой.